ГЛАВНАЯ

 

Денис Эморин

библиография

театральные постановки

Интервью

ПЕРЕВОДЫ

 

Денис Эморин. Беседа с Сайдой Уджуху.

Что Вас чаще всего вдохновляет писать?

Мне кажется, что в большинстве случаев меня вдохновляет время, его влияние на нас, то, что оно
в некоторых случаях разрушает человеческие связи и все, что связано с этим: язык, чувства,
непонимание между людьми, меня также вдохновляет поиск идентитета.
Процесс творчества есть проявление этого неудовлетворимого поиска.

Как Вы относитесь к смерти?

Присутствие смерти всегда ощутимо в моих произведениях .Я боюсь ее, в особенности, когда это касается
людей, которых я люблю. Но так или иначе, она каким-то образом притягивает меня, и это чувствуется в моих произведениях. Одна из моих приятельниц недавно в шутку сказала мне:
" Твоим читателям необязательно читать текст до конца, это очень практично, в твоих произведениях
все, как правило, кончается смертью".
Она, без сомнения, права. Но я люблю жизнь, и невозможноать повернуть время вспять пугает меня,
этот факт дает пищу моим театральным произведениям, рассказам и поэмам.
Один из моих друзей, Дмитрий Задкин, утверждает к тому же, что у меня это главный источник
вдохновения. Он считает, что все в моем творчестве зиждется на этом факте.
" Эморин переживает каждую смерть метафорично, желая получше осознать свою смерть", - пишет он.
Да, нельзя отрицать, что во многих из моих произведений есть ссылка на смерть или прямо,
или символически, чаще всего в виде метафоры. Бег времени - это один из самых впечатляющих ликов смерти. Мне трудно избавиться от него.

Какую профессию Вы выбрали бы для себя, если бы можно было все изменить?

Не колеблясь, скажу: работу директора в издательстве или, еще лучше, возможность жить за счет своего пера,
т.е. быть писателем на полную катушку. Я требую многого, не так ли?

Говорят, что книги писателя - это его дети. Правда ли это? Если это так, то какую книгу
вы любите больше всего?

Такое утверждение я слышу часто. Есть психоаналитики, высказывающие мнение, что писатель
пишет потому, что он не может рожать детей. Так что творчество - это результат фрустрации
перед жизнью.

Одна феминистка (не припомню ее имя) утверждала также, что писатель обретает в творчестве присущую ему частицу женственности, т.к. процесс писания - это в какой-то степени роды. По ее мнению, все матери описывают партитуру жизни. Поэтому женщина, независимо от того, есть ли у нее дети или нет, должна была бы стать писательницей в силу " своей натуры". Конечно, многие авторы говорят о муках, связанных с процессом творчества. Символика всегда имеет большое значение в искусстве.

Что касается меня, то муки творчества у меня не связаны непосредственно с процессом писания. Я пишу быстро и легко. У меня муки связаны с процессом прочитывания, требующим строгого, как бы постороннего взгляда. Это можно сравнить с процессом длительного и сильного раздвоения, "аскезой", которая должна "освободить" текст, чтобы наилучшим образом передать его дальше читателю.

Моя самая любимая книга - это та, которая еще не написана. Но сознаюсь также, что испытываю чувство нежности к пьесе "На перроне". Это маленькая театральная пьеса, включившая в себя все мои темы: любовь и смерть, необратимый бег времени, а также немного романтики, связанной с фактом встречи двух человек, которым никогда не предстояло не то что встретиться, но даже обменяться взлядом.

Назовите три вещи, являющиеся самыми важными в Вашей жизни и обьясните почему.

Это очень трудный вопрос. Я бы сказал конечно творчество, т.к. оно занимает меня целиком, любовь,
т.к. она пробуждает во мне все оттенки чувств, и дружба, которая является в моем понимании формой любви со всеми присущими ей требованиями. Во всех трех случаях я ценю встречу с собой и с другим. Я бы не стал утверждать, как Сартр, что испытываю страсть понимать людей, это было бы фальшиво и претенциозно в моем случае, но все эти три явления могут быть выражены одним словом: открытие, открытие другого и себя. Писать и любить - это, помимо всего другого, два важных аспекта в моей жизни.

Говорят, что литература не интересует молодежь нашего времени. Что Вы думаете об этом?

Литература, по выражению Стендаля, всегда была занятием небольшого числа счастливчиков. Что сейчас читают во Франции, заисключением книг, получивших премии, на которых смотрят как на
"солидные ценности" (для кармана?).
Любить литературу - это маргинальное занятие, это форма безумия, и я задаю себе вопрос,
не будет ли опасным злоупортребление литературой. Часто можно слышать утверждение, что молодежь не проявляет никакого энтузиазма по отношению к литературе, особенно по отношению к классической литературе. Я считаю, что для молодежи трудно испытывать интерес к Гименее и Родригу, к Фредерику, герою "Воспитания чувств", или же к Фабрицию дель Лонго, которые так далеки от их повседневного мира.
Это не надо считать недостатком. Является ли современная литература более доступной?
Я не уверен в этом. Когда я был юношей, я читал, чтобы уйти из реального мира, чтобы создать свой собственный мир. Мы так часто повторяли молодым, что им будет трудно найти работу, что в мире скучно, что жизнь - это постоянная борьба, что уровень их знаний плачевен, что школа - это путь получения профессии. Как потом удивляться их нелюбви к литературе?
На этот счет у меня нет отрицательных предвзятых мнений. Я осмеливаюсь для нюансировки заявить,
что если большинство молодежи не читает или больше не читает литературу, то это не имеет
большого значения.
Есть несомненно другие, неизвестные мне способы, добиться абсолюта.